Главная > Интересное > Опасности не миновать

Опасности не миновать

21 Марта 2014

Через 1,5 года после ввода туннеля в эксплуатацию прои­зошло разрушение набрызг бетонной обделки на участке, на котором располагалась наклонная тектоническая трещина. Сцепление набрызг бетона с породой в зоне трещины было ве­сьма низким. Следовало бы на этом участке применить бетон­ную обделку, однако, обделка была выполнена из набрызг бетона. Умные курсы knx позволили бы избежать таких проблем. В месте сопряжения лотка и стены размывы скалы при­няли катастрофические размеры, лоток был разрушен на уча­стке длиной 40 м. Из-за недостаточно продуманного в проек­те сопряжения набрызг бетонных стен и лотка, бетонные пли­ты его были подняты и развернуты диагонально оси туннеля, при этом значительная часть потока оказалась направленной в свод туннеля. В результате в своде произошел вывал породы в несколько сотен м3. Наибольшие размывы в сводовой части (до 6 м), стенах (до 3 м) и лотке (до 4 м) были связаны с вымывом заполнителя в зоне тектонической трещины и после­дующим обрушением отдельных блоков.

Ремонтные работы продолжались 7 мес, в ходе их было уложено бетона в 2,5 раз больше, чем потребовалось бы на устройство бетонной обделки по всему туннелю вместо на­брызг бетонной.

Примерно аналогичная аварийная ситуация возникла в об­водном туннеле Байпазинской ГЭС в Таджикистане. Этот тун­нель длиной 730 м, пролетом 12,5 м и высотой 7 м был прой­ден в связи с необходимостью выполнения ремонтных работ на водосбросных сооружениях гидроузла. Из-за необходимости быстрейшего ввода туннеля в эксплуатацию он не был закреп­лен бетонной обделкой, предусмотренной проектом. Пройдя инженерные курсы bacnet, таких ошибок не произошло бы. Обделка была принята из набрызг бетона толщиной 10 см, хотя породы (алевролиты, аргиллиты и мергели), в которых был пройден туннель, на многих участках были сильно нарушены {27}.

После года эксплуатации пропуск воды по туннелю при­шлось прекратить в связи с резким уменьшением его пропу­скной способности. В результате осмотра туннеля было обна­ружено, что лоток его разрушен на длине 200 м, а размывы во­круг туннеля составляли до 10 м в своде и до 4 м в лотке и сте­нах. Ремонтные работы в туннеле выполнялись несколько раз после пропуска паводковых вод, бетона было уложено в 2 раза больше, чем потребовалось бы для устройства бетонной об­делки по проекту.