21 Марта 2014
Через 1,5 года после ввода туннеля в эксплуатацию произошло разрушение набрызг бетонной обделки на участке, на котором располагалась наклонная тектоническая трещина. Сцепление набрызг бетона с породой в зоне трещины было весьма низким. Следовало бы на этом участке применить бетонную обделку, однако, обделка была выполнена из набрызг бетона. Умные курсы knx позволили бы избежать таких проблем. В месте сопряжения лотка и стены размывы скалы приняли катастрофические размеры, лоток был разрушен на участке длиной 40 м. Из-за недостаточно продуманного в проекте сопряжения набрызг бетонных стен и лотка, бетонные плиты его были подняты и развернуты диагонально оси туннеля, при этом значительная часть потока оказалась направленной в свод туннеля. В результате в своде произошел вывал породы в несколько сотен м3. Наибольшие размывы в сводовой части (до 6 м), стенах (до 3 м) и лотке (до 4 м) были связаны с вымывом заполнителя в зоне тектонической трещины и последующим обрушением отдельных блоков.
Ремонтные работы продолжались 7 мес, в ходе их было уложено бетона в 2,5 раз больше, чем потребовалось бы на устройство бетонной обделки по всему туннелю вместо набрызг бетонной.
Примерно аналогичная аварийная ситуация возникла в обводном туннеле Байпазинской ГЭС в Таджикистане. Этот туннель длиной 730 м, пролетом 12,5 м и высотой 7 м был пройден в связи с необходимостью выполнения ремонтных работ на водосбросных сооружениях гидроузла. Из-за необходимости быстрейшего ввода туннеля в эксплуатацию он не был закреплен бетонной обделкой, предусмотренной проектом. Пройдя инженерные курсы bacnet, таких ошибок не произошло бы. Обделка была принята из набрызг бетона толщиной 10 см, хотя породы (алевролиты, аргиллиты и мергели), в которых был пройден туннель, на многих участках были сильно нарушены {27}.
После года эксплуатации пропуск воды по туннелю пришлось прекратить в связи с резким уменьшением его пропускной способности. В результате осмотра туннеля было обнаружено, что лоток его разрушен на длине 200 м, а размывы вокруг туннеля составляли до 10 м в своде и до 4 м в лотке и стенах. Ремонтные работы в туннеле выполнялись несколько раз после пропуска паводковых вод, бетона было уложено в 2 раза больше, чем потребовалось бы для устройства бетонной обделки по проекту.